Вcпомогательная инструкция:

для увеличения (или уменьшения) размера шрифта-
можете нажать на клавиатуре кнопку Ctrl,
потом, не отрывая пальца, второй рукой нажимаете
кнопку со знаком "плюс" (+).
При желании уменьшить шрифт - тот же
процесс, но вместо плюса нажимаете "минус" (-).

понедельник, 3 января 2011 г.

Путь к Артеку

(из письма)


1)В 26 лет я вдруг понял:сейчас,или никогда,так как будет
поздно:возрастной барьер уведёт меня в обрюзжание
желаний,а также - обрюзжание и ленивость тела.
Меня охватили волнением два аргумента.
Во-первых,пример Мольера.Он с детства не был
приучен чувствовать природу,поэтому,когда его
отправили отдохнуть за город,он дико взвыл,и
для оздоровления психики- был возвращён к
городским постройкам и обычным городским
интерьерам с коврами,обоями и прочими признаками
геометрической цивилизации.Воздух- не оздоровительный,
но психика - дороже.А ВЕДЬ ГЁТЕ ПИСАЛ,ЧТО ПРИРОДА -
ЭТО ЕДИНСТВЕННАЯ КНИГА,ГДЕ КАЖДАЯ СТРАНИЦА,
СТРОЧКА И ДАЖЕ БУКВ
А ПОЛНЫ ГЛУБОКОГО СМЫСЛА,
БЕЗ СОМНИТЕЛЬНЫХ ДИСКУССИЙ.А я заметил,что
страдаю синдромом Мольера.В посёлке городского типа
я искал облагороженность чувств среди 5-этажек,вдали
от хат.
2)Во-вторых,меня заставил серьёзно
поразмыслить и отреагировать пример
Александра Блока.Последний с детства
получил комнатное образование.
Казалось бы:в 15 лет впервые попав в
учащийся коллектив,он должен был
почувствовать себя частью целого,ведь
возраст же ещё коммуникативный.
Однако время уже сработало против коллективизма..
Привычка к изоляции стала хронически
необратимой.\Этот же синдром я испытал на
себе.Как ни странно,я понимал,что отсутствие
детсадика в жизни заложило изолированность,
что даже школа с 1-го класса(правда,там
издевались) и игры во дворе
не излечили мою САМостность.\Как спастись,
где выход?-неужели необратимо?
Тут я вспомнил,что Джой Адамсон,автор
книги "Рождённая свободной",наперекор
атрофированных навыков домашней львицы,
вернула последнюю к дикой природе,затем
повторила эффект с самкой гепарда,книга
"Пиппа бросает вызов".\И я понял: надо
идти грудью на амбразуру.\\\\\В следующей
депеше процитирую Нику Турбину:стихи
9-летнего гения(погибшей в 25 лет,я её
видал в жизни).

Ника Турбина - 9 лет.

_________________

Зачем,

Когда прийдёт пора,

Мы детство гоним со двора,

Спешим расти,-

И годы все

Мы пробегаем,как во сне.

Остановись на миг!--Смотри:

Забыли мы поднять с земли

Мечты об алых парусах,

О сказках,

Ждущих нас впотьмах.

Я на ступеньках,

Как по дням,

Сбегу

К потерянным годам,

Я детство на руки возьму,

И жизнь свою -

Верну ему!

3)Итак,я решил уехать туда,где живёт детство,
более того,туда,где живут неущербные дети,
то есть - с удачной судьбой отличников и активистов.
Из-за еврейства меня в вожатые не взяли,я думал,что
поседею: ведь ради этого жеста я "развёлся" с роднёй!
Меня признали доморощенным изгоем.Однако за
плечами была армия.В армии я научился рутинно
работать,работать красиво и настырно:по-бурлацки.
После того,как стало ясно,что хоть обратно езжай,
я пошёл работать тем,кого нужно всегда:парковым
рабочим.Но не просто я там работал.Во-первых,
у меня была цель вернуть себе былую неленивость.
Самому - слабО себя подёргивать и подхлёстывать, и я
"отдался" в руки бригадиру,который взневидел меня,
интеллигешку.\В своё время я в кинотеатре видел
фильм "Фарлеп"- про коня,который позорил родословную,
не показывая результатов.Его хозяин заключил,что
Фарлеп ленив,и стал гонять его по пустынным барханам,
изгоняя лень.Конь-в результате-стал гениален ,т.е. :его
рекорды(в 20-е годы),кажется,до сих пор непревзойдены.
4)Продолжу рассказ свой.Итак,оказавшись
в парке,в окружении детей,я почувствовал
такой ориентир мышления:эти дети старше
меня(им было от 2-х до 5),так как я вхолостую
жил,а потому я ещё не родился.И вот я рождаюсь.
Первые впечатления:трава,солнце, деревья,цветы,
взрослые граждане(детсадовцы!),которые чётко знают,
чего они хотят,хотя это хотение относится-с точки зрения
старших- к примитиву желаний.Увы,дети не думают о смерти
и о зажатости возрастных сроков: они живут,они хотят
играть,их игры имеют конкретные условности,причём
важные им сейчас.Например,трёхлетний Денис
подзывает меня и говорит:"Ян,сделай мне из
палки и верёвки :"то-это" и "то-то".Я исполняю это,мысля:
сей человек знает,чего хочет;если я сейчас не соображу,-
то грош мне цена,значит,-я не расту.Спрашиваю:"Так?"
Он:"Нет".Я опять стараюсь,выслушиваю его;
опять:нет.Я нервничаю:скоро он уйдёт,а я-дурак-
не уловил контакт.Он уже почти ушёл...и тут я
справился!Денис сказал:ДА.(будет дальше)
5)Продолжу прерванный рассказ.
Касательно моих пресмыканий,когда я вдруг
стал странновзрослым ребёнком.
(тем более,что ты стимулируешь,а я ленился
вести записи).
______________________________ ________
Итак,работал я в одичалом парке,о котором
мало кто знал и мало кто видел из приезжих
(или не вплотную живущих).Он был велик и уходил
всей площадью -внаклон- к речужке,бывшей почти
всегда пересохшей.Я любил в нерабочие часы
уйти от суеты-туда,где тишина просто давит иных
дремучестью.Там лежало дерево с размытыми корнями
и упавшее поперёк русла.Оно усохло до безводной
лёгкости.Любил я сидеть на нём,читать книгу,
например,"Фауст" Гёте(пер. Пастернака),или
античные новеллы на укр.яз. "Дамоклов меч"
(самый блестящий вариант,между прочим).
Поскольку я относился к птицам и растениям,
как к людям с личной биографией,какую изучал
по книгам в библиотеке,то чувствовал себя
среди дружеских знакомцев:дубы,осины,ольха,
ясени,вязы,грабы(увы,буков не было),липы,
вьющиеся плющи,ломоносы(кирказоны) и т.д
6).
Если пели птицы,я мысленно говорил:"Спасибо
за руладу,крапивник.Пой ближе,заранка(малиновка).
Зяблик,ты красиво поёшь,но дай услышать
лазоревку(разновидность синицы).
Однажды,зачитавшись,я вдруг почувствовал,
что дерево,на котором сижу,закачалось по оси ствола.
Я думал,-мистика?Но обернувшись,и глянув вверх,
заметил на убегающей высоко от ствола ветке- сову.
Совы бесшумнее всех летают:как в немом кино.
На меня смотрела её спина.Не размыкая рта,я
произвел звучок малого язычка,как будто
мелкий зверёк.За полсекунды голова совы
обернулась ко мне на 180 градусов.Потом,повременив,
вернула голову "на место".Я опять дал звучок...
Картина повторялась многократно.Я прекратил,но
испытал ощущение,будто напичканный городской
ментальностью -"Я"- побродил Садком на дне дремучих
сказок.
7)Итак,к чему я дальше иду.Насыщаясь
глубиной природы в одиночестве,я понял,
что следует возвращать себя к людям.
Где-то мне повезло.Вожатые полюбили меня.
Они знакомили с их детьми мою персону.
Это был февраль.Зимой дети - самые умные,
потому что блатные в "Артек" только летом
наезжали.Итак,я взял на вооружение,что
детям нужны интересные и содержательные
взрослые,причёл с лёгкостью на "ТЫ".
Собрались 12-13 летние умы,чтоб пообщаться
со мной.Я сказал,что есть интересная игра
в шарады.Тут же 40человек(причём каждый -
гордость школы,или области!)с полной
концентрацией уставились на меня.Едва я
произнёс условие,тут же произошла мгновенная
расфасовка обязанностей:разбились на две
группы.Игра пошла таким темпом,что когда
меня привлекли к ориентированию обстановки,
то я - потерял сознание от страха и перевозбуждения.
8)Постепенно я нормализовался.Вожатые
в "Артеке" вели также ночную жизнь.Я
пропадал у них,просиживая и даже ночуя у тех,кто
принимал мою личность.Бесноватые(по-детски) были
дни.Как оказалось,прямо изначально я подружился с самым
авторитетным вожатым "Артека"-Сашей Беловым.
Он отличался певческими возможностями,его
ориентиром был Юрий Антонов.На каком-то
всесоюзном конкурсе он занял 9 место-1985г.
Будучи весьма суровым товарищем,этот парень
оказал мне приоритет за таланты.Но к детям
своим не подпускал,так как боялся,что я выдам
автора слов песен,какие он заказывал мне.
Я понял,что всё подаётся в его авторстве.
Через него я и подружился с вожатой Ритой
Сурженко- той самой,чьи дети в мою шараду
разыгрались.Рита Сурженко- настолько была
крупнотелой и плотно-пышной,что её проблемно
было даже ущипнуть.Голос-контральто, почти
мужской.Я целыми днями хохотал от её
выходок и мультяшного самовыражения.
Особенно от злоключений в её родной Горловке
(Донецкая область).

1 комментарий:

  1. Только зачиталась, а рассказ закончился. Мне кажется, он совсем не окончен.
    Очень яркий язык у автора, чувствуешь почти физически, как сова по стволу бежит, или как автор "почти теряет сознание" от страха и перевозбуждения при разгадывании шарад ))
    Жду продолжения!)

    ОтветитьУдалить